все категории

Новостная рассылка


Опорный каток: предназначение, виды

Опорный каток: предназначение, виды

Прежде чем купить запчасти, нужно понимать особенности эксплуатации и подбора, а чтобы сделать своевременный заказ запчастей, нужно уметь рассчитывать износ. В этом материале – об опорных катках. Каток опорный – это комплектующая часть ходовых систем техники с гусеничным принципом. Какие типы существуют, для чего предназначен каждый из них, каковы особенности, как подбирать, какие из них быстрее изнашиваются и почему - обо всем этом ниже. 

Предназначение катков опорных

Опорный каток входит в группу запчастей, обслуживающих ходовую часть техники. Он является одним из основных элементов гусеничной ленты и служит для нормального функционирования ходовой части:

  • снижает шум при работе спецтехники,
  • повышает маневренность,
  • защищает от проскальзывания (холостого хода),
  • улучшает проходимость по вязким грунтам и бездорожью.

Основное предназначение катков – смягчение хода гусеничных бульдозеров, тракторов и экскаваторов.

На катки приходится основная нагрузка при движении техники. Они берут на себя задачу передавать силу веса через гусеницы на опорную поверхность (грунт). Каток распределяет вес машины на гусеницу, снижает сопротивление движения машины по гусеницам.

Катки опорные. Где находятся

Их расположение смотрите на схематичном изображении на примере гусеничной цепи Komatsu.

Применение опорных катков особо ощутимо при эксплуатации техники в сложных условиях и на неровном грунте. Если нагрузка на опорные катки распределена правильно, машина чувствует себя устойчиво, сбалансировано, не уязвима к воздействию посторонних сил.

Благодаря опорным каткам не происходит частого проскальзывания башмаков, что приводит к более высокой устойчивости техники на любой поверхности. Известно, что основную роль в устойчивости машины играют гусеницы, точнее, их ширина, однако в случае разрыва траков, именно опорные катки предотвращают соскальзывание гусениц.

Типы опорных катков

Существует три основных типа опорных катков:

  • для стандартной гусеничной техники;
  • для техники, предназначенной для работы в тяжелых условиях;
  • для гусениц с расширенным основанием (базой).

Опорные катки постоянно совершенствуются, появляются новые типы и варианты. Уже появились катки, заправленные маслом, катки, способные эксплуатироваться при очень низких температурах, при минус 50. Совершенствование не прекращается, включая использование все более надежных материалов.

Опорные катки монтируются на подшипниках на осях, которые связываются с корпусом через подвеску. Чтобы смягчить удары о гусеницу в процессе эксплуатации, катки часто выполняют обрезиненными. Но это зависит от конструкции. Типы опорных катков по конструкции:

  • обрезиненные,
  • необрезиненные,
  • с внутренней амортизацией.

Общий подход к применению – на тихоходных и тяжелых гусеничных тракторах используют цельнометаллические катки, на быстроходных – обрезиненные.

Наиболее распространенными и удобными являются обрезиненные с внешними резиновыми бандажами. Недостатком является износ резины. В попытках избежать это, используют необрезиненные (часто литые) катки или с внутренней амортизацией (с резиновым бандажом между ступицей и стальным ободом). Оба варианта являются более экономными в расходах на эксплуатацию, однако смягчающее действие в таком случае слабее. Только внешне обрезиненные катки являются наиболее комфортными при управлении техникой.

В использовании техники играет роль и диаметр опорных катков. При большом диаметре опорный каток может выполнять функции поддерживающего катка, поддерживая верхнюю часть гусеницы. А на колесно-гусеничном транспорте опорные катки частично выполняют роль колес.

Как просчитать срок службы опорного катка и предупредить преждевременный износ